сайт Учителя-Логопеда

Ипликатор Кузнецова в работе логопеда

20 января 2023

Ипликатор Кузнецова в работе логопеда

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА

"ДЕТСКИЙ САД №9"

 

 

 

 

 

 

Использование аппликатора Кузнецова на занятиях с детьми с нарушениями речи

 

 

 

 

 

Кононенко

Наталия

Игоревна

Учитель – Логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ялуторовск, 2022

Пояснительная записка

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики наряду с традиционными приемами, используются и инновационные. К нетрадиционным, инновационным относятся игры и упражнения с использованием аппликатора Кузнецова.

Воздействие ипликатора основано на принципах точечного массажа. С помощью большого количества иголочек создается мощный поток нервных импульсов, идущих в головной мозг. Усиливается микроциркуляция, вызывая расслабление мышц и активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы.

По мнению Е.Ф. Архиповой, оптимизирующий процесс автоматизации звуков при стертой дизартрии, является включение пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова. Движение пальцев руки стимулирует созревание центральной нервной системы, и одним из проявлений этого будет совершенствование речи ребенка.

Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений па иппликаторе Кузнецова (Т.В. Сорочниская патент РФ на изобретение №2092150 Российского агентства по патентам “Способ коррекции речевых нарушений у детей”. Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 10.10.1997.).

Цель: Активизация речевых центров мозга через нервные импульсы пальцев рук и одновременным развитием функциональных возможностей мелкой моторики.

Задачи:

  1. формировать точность нажатия пальцев на определенные области ипликатора;
  2. формировать умение согласованного одномоментного нажатия пальцев рук и произнесения слова, слога, с поставленным звуком;
  3. развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

 

 

Описание пособия «Логопедические иголочки»

Пособие состоит из полотна с игольчатой поверхностью, слева на липучки прикрепляются картинки с изображением предметов на заданный звук. Сверху расположены схемы слов, которые ребенок должен соотнести с картинкой и нажать на определенную область иппликатора Кузнецова и назвать звук, слог, слово.

Технические характеристики ипликатора Кузнецова

Аппликатор представляет собой круглые изделия с иглами, которые изготовлены из нетоксичной пластмассы и закреплены на плотной гигиенически чистой основе - из тканого полотна при помощи специальной кнопки. Длинна и частота расположения иголок рассчитаны так, чтобы не повредить кожу.

Противопоказания к использованию

 

Повреждение на кожных покровах.

Особые указания

  • Не допускаются механические воздействия на острые углы модулей. При индивидуальном использовании не рекомендуется подвергать аппликатор тепловой обработке;
  • Дезинфекцию осуществлять посредством обработки поверхности ипликатора мыльно-содовым раствором или 3%-ным раствором перекиси водорода. Сушить в потоке теплого воздуха.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Длительное произнесение звука “Л” (тихо-громко)

  • “Как гудит пароход?”
  • “ Как летит самолет?”

Коррекция звукопроизношения (автоматизация “Л” с подключением пальцевых упражнений на специально подготовленном иппликаторе Кузнецова).

Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера, можно переходить к автоматизации поставленного звука.

Отдельное произнесение: Л – Л – Л; Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: “Л-А, Л-О, Л-У, Л-И, Л-Ы”. Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука. 

Последовательность работы на тренажере:

Изолированное произнесение

Л-А

Л-0

Л-У

Л-И

Л-Ы

Л-Э

Участие пальцев

1-й п

2-й п

3-й п

4-й п

5-й п

все пальцы

Название пальцев

большой

указательный

средний

безымянный

мизинец

вся ладонь

Варьируют это упражнение, меняя силу голоса от громкого до тихого, делая акценты на одном из слогов. Напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласных. Затем переходят к автоматизации в словах и предложениях.

Последовательность работы на тренажере:

Изолированное произнесение

Л-А

Л-0

Л-У

Л-И (при условии, что мягкий согласный звук, парный отрабатываемому твердому согласному звуку, произносится ребенком изолированно верно)

Л-Ы

В словах

Лаз, лак, лапа, лавка, лампа, лавина, лапша и т.д.

Лоб, лом, лось, лодка, лошадь и т.д.

Лук, луч, лужа, луна, лука, лужайка, лукошко и т.д.

Лиза, лист, липа, ливень, лицо, лимон и т.д.

Лыко, лыжи, лыжник и т.д.

В словосочетаниях

Одна лапа, много ласточек, ласковый май и т.д.

Одна лодка, много ложек, большая лошадь и т.д.

Зеленый лужок, осенняя лужа, яркая луна и т.д.

Лисий хвост, лить воду, осенний лист и т.д.

Лыковые лапти, лысый дедушка и т.д.

В предложениях

Лада купила ландыши. Ласточка свила гнездо. Лавка стоит в саду

У Наты локоток болит. Лошадь лапти покупает. Дочка Лола заболела.

Луша кушает кашу. Луна в небе. Вышли дети на лужок. Паша кушает лук.

Лида качает лялю. Лимон как лимон. Лиза сидит под липой. Лилии для Лилии. Лист упал.

Лыжник едет на лыжах. Лыжи лежат на полу.

Формирование лексико-грамматической стороны речи.

Игра “Посчитай-ка от 1 до 10” - ласточка, лодка, лужа, лыжа.

Игра в мяч “Закончи слова”

Ла-….., Лу-….., Лы-….., Ло-…..

Тема: “Автоматизация звука Л в обратном слоге.”

Работа над развитием дыхания и голоса.

Длительное произнесение звука “Л” (тихо-громко)

  • “Как гудит пароход?”
  • “ Как клокочет индюк?”

Коррекция звукопроизношения (автоматизация “Л” с подключением пальцевых упражнений на специально подготовленном ипликатора Кузнецова).

Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера можно переходить к автоматизации поставленного звука.

  1. Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: “А - Л, О - Л, У- Л, И- Л, Ы- Л”. Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука.
  2. Последовательность работы на тренажере:

Символ гласного

О

0

О

     

Изолированное произнесение

А- Л

0- Л

У- Л

И- Л

Ы- Л

Э- Л

Участие пальцев

1-й п

2-й п

3-й п

4-й п

5-й п

все пальцы

Название пальцев

большой

указательный

средний

безымянный

мизинец

вся ладонь

Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. При этом совершаются пальцевые движения в виде прижимов к ипликатору (тренажеру) одновременно обеими руками. При затруднении в выполнении как надо делать, логопед не только показывает, но и помогает ребенку, выбирая и прижимая соответствующие его пальцы к тренажеру.

Последовательность работы на тренажере:

Изолированное произнесение

А- Л

0- Л

У- Л

И- Л

Ы- Л

Э- Л

Участие пальцев

1-й п

2-й п

3-й п

4-й п

5-й п

все пальцы

Название пальцев

большой

указательный

средний

безымянный

мизинец

вся ладонь

Варьируют это упражнение, меняя силу голоса от громкого до тихого, делая акценты на одном из слогов. Напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласных. Затем переходят к автоматизации в словах и предложениях.

Последовательность работы на тренажере:

Изолированное произнесение

А- Л

0- Л

У- Л

И- Л

Ы- Л

Э- Л

В словах

Бал, зал, дал, жал, вал, мал, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал и т.д.

Вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол и т.д.

Гул, дул, стул, аул, тянул, уснул, потяну, ущипнул и т.д.

Бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, гостил, тащил и т.д.

Был, выл, ныл, мыл, забыл, завыл и т.д.

Ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, свистел и т.д.

В словосочетаниях

Актовый зал

Новогодний бал и т.д.

Удачный гол, обеденный стол и т.д.

Удобный стул и т.д.

Купил в магазине, гостил у бабушки и т.д.

Был в лесу, мыл руки, забыл дома и т.д.

Белый мел, хорошо пел, хотел есть, и т.д.

В предложениях

Петя мал. Ваня побежал к маме. Ваня взял книгу. Сеня поймал мяч. Кот спал на окне. Петя днем не спал.

Пенал упал на пол. Ваня забил гол. Папа пошел на футбол. Там забили гол. Олег пол подмел.

Стул стоит у окна. Стул упал на пол. Подул сильный ветер. Петя обул сапоги.

Михаил коня напоил. Кот ловил мышей. Нил поехал на футбол. Михаил купил коня. Папа купил конфет.

Ваня забыл книгу дома. Я помыл пол. Волк громко завыл. У нас суп остыл

Петя сел на коня. Павел увидел собаку. Дятел долбил дупло. Павел сел на стул.

Формирование лексико-грамматической стороны речи.

  • Игра “Вспомни, назови слова со звуком Л в конце слова. Придумай с ними предложения.”
  • Павел любит …(футбол). Больному сделали…(укол). Павел сел за …(стол). Павел яму … (копал). Павел сено на возу…(возил). На поляне пасется …(козел).

Автоматизация в стихах

 "Горка". Прикладываем аппликатор горизонтально к основанию внутренней стороны ладони и "поднимаемся" вверх до кончиков пальцев по левой, а затем по правой стороне ладони.

Снег валится, снег валится,

Весело, задорно.

Поскорей берите санки

И бегом на горку.

Ой, как весело кататься

Ребятне проворной.

Пусть погуще снег валится -

Круче будут горки.

"Печатная машинка". Аппликатор кладем на стол. Печатаем одним пальцем (произнося при этом "печатаем указательным пальцем или двумя, несколькими пальцами, проговаривая вслух слоги и слова по слогам)

Вспомним мы слова на Л:

Вокзал, бокал, футбол, пенал,

Белка, полка, палка,

Булка и скакалка. (и т. д.)

Домашнее задание.

Выучи скороговорку:

Ал- ал- ал- пенал на пол упал,

Ол-ол-ол- пенал упал на стол,

Ул-ул-ул- пенал упал на стул,

Ыл-ыл-ыл- Павел пенал забыл.

Заключение

Эффективнее и интересней для детей систематическое выполнение предлагаемого комплекса упражнений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Материал, в котором предполагаются движения можно давать в стихах, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, дает большой эффект.

Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

 

Источники

 

 

 

 

 

 

Фотографии

Оставить комментарий: